Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Квест-проект в образовательном процессе
 на примере квест-проекта  «Школьное экскурсионное бюро»
 
Бобрышова Галина Ивановна,
учитель истории ГБОУ школа № 455
Колпинского района Санкт-Петербурга
      Деятельность человека в современном мире немыслима без умения проектировать. В основу проекта закладывается конкретный результат в виде конкретного продукта.     
У современного поколения учеников и учителей популярны сейчас образовательные Web – квесты, организованные средствами Web-технологий. Но есть и другие информационные технологии. Если представить приключенческий или игровой проект, содержательно отвечающий требованиями, предъявляемым к Web- проектам, получается новый вид проектов- квест-проект, позволяющий организовать исследовательскую деятельность учеников в игровой форме.
     Проведение урока (занятий) в такой форме, может являться вполне обоснованной формой обучения.  Использование такого метода делает обучающегося самостоятельным, приспособленным к жизни, умеющим ориентироваться в разнообразных  ситуациях, а также способствует развитию  познавательных, творческих навыков обучающихся, умений самостоятельно  конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве; развитию критического мышления, навыков информационной деятельности.
С использованием игровых технологий учитель получает действенный способ формирования мотивации учения, творческого осмысления материала, тщательного закрепления знаний. Игровые моменты необходимы в рамках преподавания предметов, имеющих «практическую составляющую». Включение в образовательный процесс  квест-проектов позволит:
- развить навыки информационной деятельности;
- формировать положительное эмоциональное отношение к процессу познания;
- мотивацию обучения, качество усвоения знаний по изучаемому предмету;
- развивать творческий потенциал ;
- формировать общеучебные умения овладения стратегией усвоения учебного материала.
Термин «квест-проект» в смысловом значении выступает не только как метод, этим термином обозначают еще и среду, в которой действует обучающийся.
Квест-проект может быть предназначен как для групповой , так и для индивидуальной работы.
К основным требованиям к образовательному  квест-проекту можно отнести следующее:
  1. Ясное вступление, где четко описаны главные роли участников или сценарий квеста, предварительный план работы, обзор всего квеста.
  2. Центральное задание, которое понятно, интересно и выполнимо.
  3. Четко определен итоговый результат самостоятельной работы обучающегося  (например, задана серия вопросов, на которые нужно найти ответы, прописана проблема, которую нужно решить, и указана другая деятельность, которая направлена на переработку и представление результатов.
  4. Список информационных ресурсов, необходимых для выполнения задания. Этот список должен быть аннотированным.
  5. Описание процедуры работы, которую необходимо выполнить каждому участнику при самостоятельном выполнения задания (этапы).
  6. Руководство к действиям (как организовать и представить собственную информацию).
 Этот метод мы и решили использовать на уроках истории и культуры Санкт-Петербурга. Предмет «История и культура Санкт-Петербурга» в нашей школе изучается в рамках внеурочной деятельности в 5-9 классах. Материал по данному предмету обширен, а возможности посещений  культурные объекты города и области весьма ограничены, поэтому в 2019-2020 учебном году родилась идея осуществить квест- проект «Школьное экскурсионное бюро», своего рода банк виртуальных экскурсий по Санкт-Петербургу и пригородам, где каждый участвующий класс представляет свою экскурсию.
      Начать решили с  7 классов.  Учащихся заинтересовала тема «Крепости Северо-Запада». С нее мы и начали работу.
      На первом этапе совместно с учениками были определены цели, задачи и выбраны объекты экскурсии с учетом интересов. Задачами данного этапа являлось знакомство учащихся с крепостями Северо-Западного региона, формирование регулятивных, коммуникативных и познавательных компетенций; воспитание эстетического восприятия произведений искусства, развитие интереса к архитектурным достопримечательностям нашего края. Задание заключалось в том, что каждый ученик должен был на страницах учебника, научной литературы  и в сети Интернет  найти  информацию по выбранному объекту, сформировать  папку с данными, подготовить план выступления.
На втором этапе учащиеся познакомились с различными видами виртуальных экскурсий, созданных с помощью различных технологий. Затем им  необходимо было оформить материал в электронном виде с описанием «своей» достопримечательности и создать общую графическую карту. Задачами  данного этапа являлось знакомство учащихся с технологией создания виртуальной экскурсии посредством создания графической карты,
использование панорамных композиций (создание горячих точек и переходов), развитие коммуникативных, познавательных и регулятивных компетенций.
На третьем этапе учащимся было  необходимо представить результаты работы, т.е. провести созданную экскурсию. Она проводилась на школьной Конференции проектно-исследовательских работ, где учащиеся смогли выступить в роли экскурсоводов. Каждый получил возможность продемонстрировать свой  вклад в общий проект.  В ходе работы над проектом ребята приняли решение издать рекламный буклет. Его раздали всем присутствующим.   Оценивание работ на конференции  осуществлялось  согласно критериальному подходу (возможные критерии оценивания виртуальной экскурсии: содержание; работа с различными типами данных, качество оформление материалов, представление информации во время экскурсии, указание источников). Обратим внимание, что все критерии были заявлены заранее,  в  их разработке участвовали  учащиеся и учителя.  Квест-проект «Школьное экскурсионное бюро» был высоко оценен жюри. Заметим, что этап оценивания вполне можно пропустить, если мероприятие, где демонстрируется виртуальная экскурсия, не является конкурсным.
Выполненная работа вызвала интерес,  и мы продолжили создание банка экскурсий. К проекту присоединились учащиеся 8 и 9 классов. В 2020-2021 учебном году они создали серию экскурсий «Путешествие по пригородам Санкт-Петербурга». В настоящее время работа над квест-проектом продолжается.  Особо отметим, что этот вид обучения  интересен детям, и они охотно в него включаются, привлекают друзей. Большую помощь нам оказывали родители, они же были самыми внимательными и заинтересованными экскурсантами.
Виртуальная экскурсия для всех  – это способ перемещаться в различные места и знакомиться с достопримечательностями в любое время и любую погоду.
Виртуальная экскурсия для школы -  инновационная  форма учебной деятельности, направленной не только на получение предметных знаний, но и на формирование коммуникативных, познавательных, регулятивных учебных действий, способствует повышению интереса к культурному наследию родного края и страны.
            

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»